Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики за 2020 год
Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики в 2020 году подготовлен в соответствии со статьей 37 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2003 года № 53-РЗ «О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики» и содержит общую характеристику результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях.
1. Основные направления деятельности Контрольно-счетной палаты
Контрольно-счетная палата в отчетном году осуществляла свою деятельность в условиях ограничительных мер, введенных Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и Указом Главы Кабардино-Балкарской Республики от 18 марта 2020 года № 19-УГ «О введении на территории Кабардино-Балкарской Республики режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)».
В связи с переходом на дистанционный режим работы контрольные и экспертно-аналитические мероприятия преимущественно проводились с использованием программных комплексов и информационных систем, в том числе единой информационной системы в сфере закупок.
План работы Контрольно-счетной палаты на 2020 год, утвержденный решением коллегии Контрольно-счетной палаты от 30 декабря 2019 года № 46, выполнен в полном объеме.
2. Основные итоги деятельности Контрольно-счетной палаты
Контрольно-счетной палатой в 2020 году проведено 54 мероприятия на 83 объектах, в том числе 39 контрольных мероприятий на 42 объектах, и 15 экспертно-аналитических мероприятий на 41 объекте.
Объем проверенных средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики составил 2 920 975,4 тыс. рублей.
По результатам контрольных мероприятий выявлено 2 767 нарушений бюджетного законодательства на общую сумму 299 043,3 тыс. рублей, в том числе :
при формировании и исполнении бюджетов – 2 427 нарушений на сумму 157 023,5 тыс. рублей (52,5 % от общего объема нарушений);
при ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности – 92 нарушения на сумму 119 840,0 тыс. рублей (40,1 % от общего объема нарушений);
в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью - 153 нарушения;
при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 91 нарушение на сумму 22 179,8 тыс. рублей (7,4 % от общего объема нарушений);
иные (нефинансовые) нарушения – 4.
Выявлен нанесенный республиканскому бюджету ущерб в сумме 9 402,9 тыс. рублей.
Кроме того, выявлено 95 фактов неэффективного использования бюджетных средств и государственного (муниципального) имущества на общую сумму 80 278,0 тыс. рублей (2,8 % объема проверенных средств).
Для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению причиненного республиканскому бюджету ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства, в государственные органы Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления и руководителям проверяемых организаций в 2020 году внесено 12 представлений Контрольно-счетной палаты, исполнены и сняты с контроля 14 представлений и 4 предписания (с учетом контрольных мероприятий предыдущих лет).
В ходе исполнения представлений Контрольно-счетной палаты объектами контроля устранены нарушения бюджетного законодательства на сумму 119 749,8 тыс. рублей.
Объектами контроля также устранено неэффективное использование бюджетных средств и государственного (муниципального) имущества на сумму 24 242,1 тыс. рублей.
За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, в том числе повлекшее нарушения бюджетного законодательства, к дисциплинарной ответственности привлечены 15 работников объектов контроля.
О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетная палата информировала Главу Кабардино-Балкарской Республики, Парламент Кабардино-Балкарской Республики, а также Правительство Кабардино-Балкарской Республики, руководителей исполнительных органов государственной власти.
В целях повышения эффективности выявления и пресечения незаконных финансовых операций, связанных с расходованием бюджетных средств в отчетном году Контрольно-счетной палатой продолжилось взаимодействие с федеральными и республиканскими государственными органами в рамках заключенных с ними ранее соглашений о сотрудничестве. В 2020 году соглашение о сотрудничестве заключено с Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу.
В рамках соглашений о взаимодействии по результатам контрольных мероприятий 10 материалов направлено в прокуратуру Кабардино-Балкарской Республики, 4 – в Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике.
Прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики по результатам рассмотрения направленных Контрольно-счетной палатой материалов внесено 2 представления об устранении нарушений федерального законодательства, 2 материала проверки направлены в Управление по экономической безопасности и противодействию коррупции Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, возбуждено 2 дела об административном правонарушении.
По информации Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, в 2020 году 5 должностных лиц, в отношении которых по материалам Контрольно-счетной палаты в 2019 году были возбуждены уголовные дела, судебными решениями привлечены к ответственности с возмещением нанесенного ущерба в сумме 2 200,0 тыс. рублей.
5.1. Взаимодействие с Парламентом Кабардино-Балкарской Республики
Все предложенные Парламентом Кабардино-Балкарской Республики к включению в план работы Контрольно-счетной палаты на 2020 год контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проведены в отчетном периоде.
Контрольно-счетной палатой рассмотрено 34 проекта закона. По результатам их рассмотрения внесено 20 поправок, 18 из них по экспертным заключениям на проекты республиканского бюджета и бюджета территориального фонда.
В отчетном году члены коллегии Контрольно-счетной палаты принимали участие в заседаниях президиума Парламента Кабардино-Балкарской Республики и комитетов Парламента Кабардино-Балкарской Республики, в том числе с информацией о результатах отдельных контрольных мероприятий.
5.2. Взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации
Взаимодействие Контрольно-счетной палаты со Счетной палатой Российской Федерации осуществляется в рамках деятельности Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации
В 2020 году совместно со Счетной палатой Российской Федерации проведено 2 мероприятия:
контрольное мероприятие «Мониторинг осуществления федеральных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией»;
экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ нормативных правовых актов, регулирующих использование неразграниченных земель, принятых в Кабардино-Балкарской Республике».
По предложению Счетной палаты Российской Федерации проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ мер, принимаемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики по сокращению объемов и количества объектов незавершенного строительства за 2019 год и истекший период 2020 года».
В своей работе Контрольно-счетная палата использует информационные системы, банки данных, реестры и регистры, в том числе: государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет»; автоматизированные центры контроля «Финансы», «Госзаказ», «Контроль»; и другие информационные ресурсы.
Представители Контрольно-счетной палаты принимали участие в работе межведомственной группы при прокуратуре Кабардино-Балкарской Республики по противодействию коррупции, а также проведенных правоохранительными органами 4 проверочных мероприятиях.
6. Основные направления деятельности Контрольно-счетной палаты на 2021 год
Основные направления деятельности Контрольно-счетной палаты на 2021 год определены в соответствии с задачами и полномочиями, возложенными на нее Бюджетным кодексом Российской Федерации, законом о контрольно-счетных органах и законом о Контрольно-счетной палате.
План работы Контрольно-счетной палаты на 2021 год сформирован на основании предложений Парламента Кабардино-Балкарской Республики, с учетом обеспечения всестороннего контроля за формированием и исполнением республиканского бюджета, бюджета территориального фонда.
Главной задачей Контрольно-счетной палаты остается контроль соблюдения принципов законности, эффективности и результативности использования бюджетных средств на всех уровнях и этапах бюджетного процесса.
Одним из основных приоритетов деятельности Контрольно-счетной палаты на 2021 год станет контроль и мониторинг реализации региональных проектов Кабардино-Балкарской Республики, реализуемых в рамках национальных проектов Российской Федерации.
Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность будет направлена не только на выявление и устранение нарушений в финансово-бюджетной сфере, но и на их предупреждение, выявление системных проблем и подготовку предложений, направленных на совершенствование законодательства Кабардино-Балкарской Республики, эффективное использование государственного имущества и бюджетных средств.
Для обеспечения реализации в полном объеме и с надлежащим качеством полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, будут использованы возможности современных информационных технологий, усилена аналитическая составляющая, шире внедряться элементы стратегического аудита и аудита эффективности.
Продолжится совершенствование методологического, аналитического и информационного обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты, а также гласности в ее работе.
В соответствии с заключенными соглашениями будет осуществляться конструктивное взаимодействие с правоохранительными, контрольными и надзорными органами, другими государственными органами.
Продолжится взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и контрольно-счетными органами муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики.