Версия для слабовидящих Обычная версия

Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики Кясовой Д. Ч. на публичных слушаниях по проекту республиканского бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

Проект закона одобрен распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 октября 2024 года № 661-рп и внесен Главой Кабардино-Балкарской Республики на рассмотрение Парламента Кабардино-Балкарской Республики с соблюдением срока, установленного статьей 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Перечень документов и материалов, внесенных в Парламент Кабардино-Балкарской Республики одновременно с проектом закона, в целом соответствует требованиям статьи 29 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2011 года № 11-РЗ «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике».

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации Прогноз социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики разработан на трехлетний период на вариативной основе. Прогнозом в 2025-2027 годах предусматривается увеличение по всем основным макроэкономическим показателям.

Прогноз доходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики (далее – республиканский бюджет) сформирован с учетом базового варианта Прогноза на 2025-2027 годы на основе принятого на указанную дату и вступающего в силу в очередном финансовом году и плановом периоде законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, что соответствует требованиям статьи 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Доходы республиканского бюджета проектом закона на 2025 год предусмотрены в сумме 45 621,3 млн рублей, что меньше на 13 604,8 млн рублей утвержденного показателя на 2024 год, в 2026 году - 43 710,8 млн рублей, что на 1 951,7 млн рублей меньше показателя 2025 года, в 2027 году - 41 978,7 млн рублей, что на 1 732,1 млн рублей меньше показателя 2026 года.

Уменьшение прогнозируемого объема доходов республиканского бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов относительно аналогичного показателя предыдущего года обусловлено неполным распределением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на момент формирования проекта закона.

По результатам анализа прогнозных показателей доходной части проекта бюджета установлено следующее.

В ходе экспертизы проекта бюджета установлено, что объем производства вин и пива на 2024 год, принятый для расчета сумм акцизов, не соответствуют аналогичным показателям базового варианта Прогноза социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2025-2027 годы. При расчетах сумм акцизов на 2025 год не учтены объемы производства вин игристых и шампанских в объеме 30 тыс. дал, прогнозируемые базовым вариантом Прогноза.

Кроме того, при расчете сумм акцизов на вина плодовые и вина виноградные не учтено повышение налоговой ставки с 1 января 2025 года

на 1 рубль за 1 литр.

Контрольно-счетная палата Кабардино-Балкарской Республики предлагает уточнить прогнозные показатели поступлений акцизов на винодельческую продукцию и пиво.

По оценке Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики с учетом сложившихся темпов роста и оценки исполнения республиканского бюджета, за 2024 год поступления налогов составят:

налога, взимаемого в соответствии с применением упрощенной системы налогообложения - в 2025 году 2 366,3 млн рублей, в 2026-2027 годах - 2 430,2 млн рублей и 2 580,8 млн рублей соответственно;

налога на профессиональный доход - в 2025 году 103,3 млн рублей, в 2026-2027 годах 108,0 млн рублей и 112,9 млн рублей соответственно;

налога на имущество организаций - в 2025 году 1 932,7 млн рублей, в 2026-2027 годах - 2 042,9 млн рублей и 2 102,1 млн рублей соответственно.

В целом Контрольно-счетная палата Кабардино-Балкарской Республики разделяет осторожный подход Минфина к формированию доходной части республиканского бюджета в 2025 году, при этом предлагает вернуться к увеличению доходных источников в ходе исполнения республиканского бюджета в 2025 году.

Расходы проектом закона на 2025 год предусмотрены в сумме 47 892,1 млн рублей, что на 14 380,6 млн рублей меньше утвержденного показателя на 2024 год, на 2026 год - 45 219,2 млн рублей, что на 2 672,9 млн рублей меньше, чем в 2025 году; на 2027 год - 43 930,4 млн рублей, что на 1 288,8 млн рублей меньше чем в 2026 году.

Структура расходов республиканского бюджета сохраняет социальную направленность. Удельный вес запланированных расходов на социальную политику, образование, здравоохранение, культуру и спорт в общем объеме расходов бюджета в 2025 году составит 66,3 %.

Согласно требованиям статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект республиканского бюджета сформирован в программной структуре расходов в рамках 24 государственных программ Кабардино-Балкарской Республики.

Проектом закона на программные расходы в 2025 году планируется направить 45 075,1 млн рублей, или 94,1 % всех расходов республиканского бюджета, на плановый период 2026 и 2027 годов -

42 694,0 млн рублей и 40 441,8 млн рублей соответственно.

Запланированные проектом закона на 2025 год программные расходы на 12 527,2 млн рублей меньше объемов, утвержденных на 2024 год. Снижение расходов в 2025 году обусловлено тем, что на момент формирования проекта бюджета остаются нераспределенными значительные объемы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В соответствии с подпунктом 13-5 пункта 4 статьи 29 Закона о бюджетном устройстве одновременно с проектом закона представлены проекты паспортов всех госпрограмм. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренный в проектах паспортов госпрограмм на 2025 год, соответствует аналогичным показателям проекта закона.

Проектом бюджета на 2025 год бюджетные ассигнования на реализацию непрограммных направлений деятельности предусмотрены в сумме 2 817,0 млн рублей, что составляет 5,9 % общего объема расходов республиканского бюджета.

Объем расходов на непрограммные направления деятельности в 2025 году по сравнению с утвержденным показателем на 2024 год сократится на 1 853,3 млн рублей. Наиболее существенное уменьшение объема расходов на 2025 год предусматривается проектом закона по целевой статье «Реализация функций иных органов государственной власти».

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2025 год предлагается утвердить в сумме 2 534,6 млн рублей, что на 5 144,9 млн рублей (33,0 %) ниже показателя, утвержденного на 2024 год. На плановый период 2026 года бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств предусмотрены в объеме 2 533,0 млн рублей (уменьшение на 0,1 % относительно 2025 года), на плановый период 2027 года - 2 535,5 млн рублей (увеличение на 0,1 % относительно 2026 года). Значительное сокращение расходов на выплаты публичных нормативных обязательств обусловлено в основном отсутствием на момент разработки проекта закона в проекте Федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» распределения целевых межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации.

Объемы бюджетных ассигнований на исполнение отдельных публичных нормативных обязательств проектом закона определены исходя из уровня инфляции - 4,5 %.

Доля расходов на исполнение публичных нормативных обязательств в общем объеме расходов республиканского бюджета в соответствии с проектом закона в 2025 году составит 5,3 %, что на 7,0 % меньше показателя, утвержденного на 2024 год.

В приложении № 12 к проекту закона объем нераспределенного резерва межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями на 2025 год составляет 606,1 млн рублей, на 2026 год - 1 981,3 млн рублей, на 2027 год - 2 204,9 млн. рублей.

Контрольно-счетная палата Кабардино-Балкарской Республики рекомендует в целях повышения прозрачности и предсказуемости формирования доходной базы местных бюджетов максимально распределить зарезервированные на 2025 год суммы межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями ко второму чтению проекта бюджета.

В связи с отсутствием распределения единой субвенции в проекте федерального бюджета бюджетные ассигнования республиканского бюджета на обеспечение деятельности Управления записи актов гражданского состояния Кабардино-Балкарской Республики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 года запланированы в составе ассигнований Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики по направлению «Реализация функций иных органов государственной власти».

По мнению Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики, в ведомственной структуре расходов республиканского бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (приложение № 6 к проекту закона) необходимо было предусмотреть бюджетные ассигнования Управлению записи актов гражданского состояния Кабардино-Балкарской Республики в размере показателей, утвержденных Законом Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2023 года № 62-РЗ «О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

В соответствии с Указом Главы Кабардино-Балкарской Республики от 14 октября 2024 года № 106-УГ «О структуре органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики» Министерство цифрового развития Кабардино-Балкарской Республики преобразовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Кабардино-Балкарской Республики.

Контрольно-счетная палата Кабардино-Балкарской Республики предлагает в приложениях №№ 6-8 к проекту закона слова «Министерство цифрового развития Кабардино-Балкарской Республики» заменить на слова «Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Кабардино-Балкарской Республики».

Предоставление государственных гарантий Кабардино-Балкарской Республики в валюте Российской Федерации в 2025 году

и в плановом периоде 2026 и 2027 годов не планируется. Параметры республиканского бюджета сформированы с учетом ограничений по размеру дефицита республиканского бюджета, объему и структуре государственного долга, расходов на обслуживание внутреннего долга, размера Резервного фонда Правительства Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с требованиями статей 81, 92.1, 107, 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Проект закона в целом подготовлен в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Дополнительная информация